Пора переобуваться: зачем российские производители одежды занялись обувью
В этом году российские марки одежды одна за другой стали осваивать новую для себя нишу — обувную. Насколько успешным может быть подобное начинание, рассказали сами производители и эксперты
Среди российских производителей одежды, брендов-новичков обувного рынка — Befree, Lime, Studio 29 и многие другие. Для них расширение ассортимента одежды total look в сторону обуви — логичный шаг в развитии, позволяющий решить сразу несколько экономических и имиджевых вопросов.
«Сегодня марки борются за кошелек каждого посетителя магазинов, предлагая ему дополнительные категории ассортимента. Обувь, благодаря цене за единицу изделия, помогает сбалансировать выручку в целом. Цена пары обуви выше, чем, скажем, цена футболки. Кроме того, увеличение площади магазинов подразумевает рост категорий товаров, которые представлены в отдельной зоне или на специальном оборудовании. Такое расширение площади стало необходимым в том числе для возможности занять освобождающиеся места после ухода международных ретейлеров. Брендам одежды интересно делать обувь, так как, во-первых, это позволяет увеличить средний чек за счет увеличения количества товаров в нем. Во-вторых, марки одежды предлагают избирательный ассортимент, который отсутствует в обувных магазинах или теряется среди многообразия их предложения. Это могут быть только модные вечерние босоножки или, наоборот, кеды и лоферы из замши, или ботинки-казаки», — пояснила эксперт по управлению фэшн-ассортиментом, бизнес-консультант Галина Кравченко.
C экспертом согласен основатель и президент обувного холдинга Zenden, автор концепции «потребительского патриотизма», автор книги «Законы Павлова», Андрей Павлов.
«Если мы посмотрим на любой мировой бренд, который занимается одеждой, то увидим, что у него есть успешные обувные линейки: начиная от спортивных марок Adidas и Nike и заканчивая фэшн-марками — от Dolce & Gabbana до Louis Vuitton. На российском рынке одежные компании тоже всегда занимали заметное место. Так, около 2 млн пар обуви ежегодно в Россию ввозила Zara, примерно столько же — H&M. Так что для любого бренда одежды начать выпускать обувь — это совершенно нормально. Другое дело, что сам процесс производства обуви гораздо более трудоемкий, чем производство одежды. Но и тут в целом можно быть спокойным за российские компании — у большинства из них есть налаженное производство одежды (чаще всего в Китае), так что договориться об изготовлении обуви для них не составит труда», — рассказал Андрей Павлов.
В начале года линия обуви появилась у марки одежды Lime. В момент запуска в коллекции были представлены ботильоны и кроссовки из кожи и замши, а затем к линейке присоединились лоферы, мюли и босоножки.
В марте петербургская марка одежды You, вслед за дебютной коллекцией сумок, расширила свой ассортимент за счет коллекции обуви. Предложение включает в себя кеды, ботильоны, босоножки и сандалии в спокойной цветовой гамме.
«Я считаю, сейчас прекрасное время для запуска новых линий: многие западные компании закрыли магазины или сократили ассортимент. Также за счет запуска коллекции обуви мы планируем привлечь новую аудиторию. Производство обуви у нас находится в Юго-Восточной Азии, на фабрике с высоким стандартом качества. Основные риски в развитии новой категории — это рост закупочных цен из-за мировой инфляции, усложнившиеся схемы логистических цепочек, рост затрат на логистику, но с этим многие бренды столкнулись еще в прошлом году. Обувь изготавливается из качественной кожи, оснащается прорезиненной подошвой. Отдельно хотели бы обратить внимание на колодку — это наша особая гордость, наша разработка. Мы будем и дальше развивать обувное направление (в осенней коллекции будут высокие сапоги, челси, ботинки на меху и многое другое)», — рассказала исполнительный директор You Евгения Мосейчук.
Еще одна российская марка, Studio 29, запустила обувную мини-коллекцию в мае этого года. В ней представлены пока две модели — балетки с ремешком (так называемые мэри джейн) в леопардовой расцветке и черные и слиперы на плоской подошве (черные и белые).
«Мы давно планировали расширять ассортимент и дать клиенту возможность собирать total look. Ранее в наших коллекциях появились аксессуары: панамы, кепки, сумки, а обувь стала логичным дополнением. Мы и дальше планируем выпускать сезонные модели обуви в дополнение к нашим коллекциям одежды, в планах уже есть демисезонные модели, а также другие аксессуары из натуральной кожи», — рассказала основатель и арт-директор бренда Studio 29 Татьяна Фомичева.
Дизайн обуви Studio 29 разрабатывается в России командой дизайнеров марки, а производство сконцентрировано на китайских фабриках.
Компания Charuel, которая производит одежду уже более 20 лет, начала делать обувь лишь этой весной. В коллекции сейчас представлены лодочки, сандалии, босоножки, лоферы, балетки, мюли.
«Мы давно вынашивали эту идею, так как наши постоянные покупательницы неоднократно просили нас добавить в ассортимент обувь для возможности составления полного образа от бренда. В этом сезоне наши желания и бюджеты совпали, и мы наконец запустились. При работе над коллекциями мы вдохновляемся мировыми трендами, но всегда помним, что работаем в сегменте slow fashion. Мы транслируем ценности вечной классики, долгоиграющих предметов гардероба. Мы также считаем важным внимательно изучать предпочтения наших покупателей, учитывать климатические условия в России», — рассказала главный дизайнер Charuel Наталья Бульен.
Осенью будут представлены демисезонные модели, к Новому году добавят нарядные туфли, а следующей весной — кроссовки. Производятся модели на фабриках Италии и Португалии.
«При поиске подрядчиков мы получили несколько отказов, поскольку многие европейские производители видят риски при работе с Россией. Обувь для нас новый продукт, и у нас не было налаженных связей в этом сегменте», — добавила Наталья Бульен.
Будут ли обувные начинания успешными, сказать сейчас трудно, считает Андрей Павлов.
«Да, многие радуются уходу иностранных брендов с нашего рынка, хотят занять их место. Но все не так уж и радужно. Люди ведь продолжают покупать обувь своих любимых иностранных брендов — они будут представлены и в офлайновых магазинах, и на маркетплейсах. Параллельный импорт работает, и конкурентная борьба за покупателя никуда не денется», — отмечает он.
Но кто сказал, что конкурентная борьба — это плохо? Напротив, это, как известно, двигатель экономического успеха. Поэтому расширение ассортимента станет, похоже, основной стратегией российских марок на ближайшие годы. Те, кто специализируется на одежде, откроют для себя мир обуви и сумок, а также товары для дома (к слову, тот же Lime осенью прошлого года заявил о планах создания home-линейки). А те, кто изначально специализировались на аксессуарах, напротив попробуют себя в одежде, как например производитель сумок Yulia Kutuzova, который в этом сезоне впервые выпустил капсульную коллекцию с жакетами, брюками и юбками.